Среда, 08.05.2024, 03:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Шахматы и другие логические игры
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    "Даже самый длинный и трудный путь - начинается с первого шага." Мудрость Китайского Дао И так вы решили научить вашего ребёнка играть в шахматы. С чего начать? Когда начать? Вот первые вопросы которые встанут перед вами. Меня научил этой игре мой отец и произошло это достаточно поздно в 8 лет. Большинство чемпионов научились играть в возрасте от 4 до 6 лет. Исключением является Михаил Ботвинник, который научился играть в 12 лет, а в 14 был мастером и в итоге стал чемпионом мира. Сейчас есть тренера которые начинают учить с трёх и даже двухлетнего возраста. Я считаю оптимальным возраст 4-6 лет. Научить ребёнка основным правилам и ходам фигур в состоянии любой родитель, даже не владеющий шахматами. После этого нужно обязательно обратится к профессиональному тренеру, если вы хотите добиться хороших результатов . Ещё раз напоминаю не всякий кто умеет играть - тренер. (По каким критериям искать тренера написано в "Информация о сайте)

    "Лиха беда - начало."

    Таким образом, перед нами стоит непростая задача. Буквально с первых занятий научить ребёнка трудится над шахматами и при этом не отбить желания заниматься. Научить любить шахматы тех детей, которые пришли на занятия без особого желания. По своему опыту я усвоил что, ребёнок может заниматься очень долго, но при одном условии, ему должно быть интересно. Как только интерес утрачен, ребёнок начинает уставать, терять концентрацию и усвоение даваемого ему материала снижается буквально в разы. Конечно, это в основном относится к маленьким детям и также зависит от того, как долго данный ребёнок занимается шахматами. Никогда не кричите на ребёнка. Если ребёнок не понимает. Это не он тупой, а вы плохо и непонятно объясняете.Ещё один важный момент: шахматы любят каждодневные занятия. Лучше понемногу но 5-6 раз в неделю, чем 1-2 раза помногу.

    Ваша роль в успехе ребёнка.

    Основной задачей родителей является, помочь ребёнку правильно организовать своё время. Показать свою заинтересованность в успехе ребёнка, закупить ему рекомендуемую тренером литературу и программы для компьютера. Вообще помощь родителей вещь первостепенная. Все мои ученики достигшие значительных результатов, имеют одно сходство: это огромная помощь родителей в процессе обучения. И наоборот были очень талантливые дети, но родителям шахматы были не интересны, они не участвовали в процессе обучения. Результаты детей были очень скромными. Есть правда ещё одна крайность. Слишком самоуверенные родители. Это как правило когда один из родителей хорошо (или считает, что хорошо) играет в шахматы. Он начинает самовольно вносить в процесс обучения, какие то свои видения. И получается как в басне Крылова про лебедь, рака и щуку. Если вы хотите успеха вашему ребёнку: научите его и научитесь сами дисциплинированна выполнять указания вашего тренера. Не забывайте он профессионал, а вы нет. Ну хватит теории - пора к делу.

    Урок первый.

    Шахматы это, как известно игра военная. Её прообразом является древнеиндийская армия. А всякий выдающийся полководец, перед битвой должен хорошо познакомится с полем боя. (Скачай в каталоге файлов "Шахматная доска") Мы видим что наше поле боя имеет прямоугольную форму и расчерчено на одинаковые квадраты чёрного и белого цветов.В нижней части доски написаны буквы A(а)-B(бэ)-C(цэ)-D(дэ)-E(е)-F(эф)-G(жэ)-H(аш) запомните их. Это название вертикальных линий состоящих из поочерёдно меняющихся квадратиков разного цвета-проще вертикалей. С боку расположены цифры от 1 до 8: это названия горизонтальных линий или горизонталей. Теперь обратите внимание на квадратики их называют в шахматах поля. Каждое поле находится одновременно как на вертикали, так и на горизонтали. А название поля находится по следующей формуле. Название вертикали + название горизонтали = название поля. Ещё на шахматной доске есть наклонные линии или как говорят дети косые. Они состоят из полей одного цвета и их называют диагонали.

    Теперь мы знаем про поле наших будущих, жарких сражений - всё.

    Для закрепления материала предлагаю поиграть в игру

    снайпер

    Условия игры очень простые: на доску ставится фигура и ваш ребёнок делает "выстрел". Если он правильно назвал поле на котором стоит фигура, то о забирает её себе. И на другое поле выставляется другая фигура. Ребёнок "стреляет" опять. Если же ребёнок "промахнулся" "стреляете вы. В конце игры подсчитываете количество сбитых фигур, решаете кто победил и получит приз за меткую "стрельбу".

    Урок второй.

    (Скачайте из каталога файлов "Шахматные фигуры" и "Маршрутные задания")

    Поле боя мы изучили. Самое время познакомится с нашей армией.

    Вот на нашем поле выстроились войска. Одно черное другое белое. Короли отдают последние распоряжения грозным ферзям. Рядом громко трубят боевые слоны, конница готова к стремительному броску. Тяжёлые боевые колесницы - ладьи готовы всё смести на своём пути. А восемь отрядов пехоты грозно выставили копья готовые идти вперёд и только вперёд. Все ждут твоей команды. Это самые лучшие в мире воины. Они не ведают страха и готовы погибнуть выполняя твой приказ. Они никогда не предадут и готовы на всё ради победы. Не подведи их. Всякий военно начальник должен хорошо знать свои войска, все возможности своих солдат. Их сильные и слабые стороны. И так начинаем изучать наши войска.

    Ладья.

    Ладья - древнеиндийская боевая колесница. Боевая колесница это две или три лошади запряжённые в тяжёлую повозку, впереди торчат копья, к колёсам приделаны острые сабли. В самой колеснице находятся три человека, один правит, а двое других стреляют из лука и бросают копья. В общем такой "танк" прошлого, мощный, тяжёлый и неповоротливый Шахматная ладья тоже мощная и неповоротливая фигура. Ходит она только по прямой вперёд и назад, в право и в лева. По шахматному по вертикалям и по горизонталям.Ходит на любое количество полей, хоть на 1, хоть на 7 по вашему желанию. Может с одного края доски на другой перейти, если на её пути не будет других фигур. Если на пути ладьи окажется чужая фигура ладья может её "взять". Для этого нужно: снять фигуру противника с доски и на её место поставить свою ладью. Если на пути ладьи будет стоять наша фигура, то перепрыгнуть через неё ладья не может.

    Ладьи в нашем войске две и стоят они на угловых полях. Белые ладьи на полях A1 и H1, а чёрные на полях A8 и H8.

    Конь.

    Конь фигура в шахматах самая хитрая. Первая хитрость: конь единственная в шахматах фигура, которая умеет перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Он может перепрыгнуть даже через две фигуры, только бы было свободным то поле на которое он хочет стать. Вторая: уж больно конь хитро ходит. А ходит он зигзагом похожим на букву "Г", Конь делает прыжок через одно поле, но не ставится на него, а поворачивает на соседнее поле под прямым углом. Если вы скачали учебный материал "Фигуры", то на рисунке хорошо видно как конь ходит. Одна часто встречающийся ошибка: дети пытаются взять фигуры через которые конь перепрыгнул. Это не правильно, ведь на место взятой фигуры противника, мы должны поставить свою. Так что если конь стоит например на поле Е5 то сходить он может только на поля F7,G6,G4,F3,D3,C4,C6,D7, если на этих полях окажутся фигуры противника, то конь может их взять. Коней в нашей армии два и стоят они: белые на полях B1 и G1, чёрные на полях B8 и G8.

    Слон

    Боевые слоны использовались не только в армии древней индии, но и в армии Карфагена, наводя ужас на войска противника. В нашей армии тоже есть два слона. Ходят слоны просто: по диагоналям на любое количество свободных полей. Помните: диагональ - это линия состоящая из полей одного цвета соединённых противоположными углами. Один слон стоит на чёрной диагонали и называют его чернопольный слон, другой на белой диагонали - соответственно белопольный слон. Стоят слоны: белые на полях С1 и F1, чёрный C8 и F8. Прыгать слоны не умеют. Если на его пути окажется чужая фигура, слон может её взять.

    Ферзь.

    Ферзь в шахматах фигура самая сильная. Ходит он как ладья и слон одновременно: по горизонталям и вертикалям + ещё по диагоналям. Если на его пути окажется чужая фигура, ферзь может её взять. Перепрыгивать ферзь не может.

    Король.

    Король в шахматах самая важная фигура, если король попал в плен, в шахматах это называется - мат. Ходит король как ферзь по вертикали, по горизонтали и по диагонали, но только на одно поле. Если на поле, куда может сходить король стоит чужая фигура - он может её взять, только если эта фигура не находится под защитой. Основным отличием короля от других фигур является то, что его нельзя взять. Ему можно ставить шах, от которого он должен немедленно спастись или мат - это тот же шах только от него спастись нельзя. Мат является выигрышем. Если вы поставили королю противника мат вы выиграли партию.

    пешка.

    Пешие воины или пешки в шахматной армии самые многочисленные, их восемь у каждого игрока. Не смотря на то, что это самый слабая шахматная фигура, она самая, пожалуй, удивительная. Все фигуры как ходят так и берут, а пешка нет. Ходит пешка по вертикали и только в перёд. А взятие осуществляет по диагонали на одно поле в перёд, пешка которая стоит на Е4 может взять фигуры противника если они стоят на полях D5 или F5. Первый свой ход каждая пешка может сходить через поле, с Е2 сразу на Е4, но дальше только на одно поле вперёд, Е5 затем Е6 и так далее. Но самое удивительное происходит, когда пешка доходит до крайней горизонтали. Дальше идти некуда, что делать? И пешка превращается в любую фигуру по вашему желанию, кроме короля конечно. Король в армии может быть только один.Она может превратится в ферзя, во второго ферзя и в третьего - теоретически на доске может быть 9 ферзей. И так при превращении в любую фигуру. Превращение для пешки обязательно, не превращаться нельзя. У пешки есть ещё одна удивительная способность.

    Взятие на проходе

    Для того чтобы лучше понять, нужно поставить на шахматной доске белую пешку на поле, скажем, B2 , а чёрную пешку на поле C4. Пешка С4 контролирует поле В3. Если белая пешка на него станет, то может быть взята. Но ведь каждая пешка в начальном положении имеет право на прыжок через одно поле. Она может перепрыгнуть поле В3 и стать сразу на поле В4. Получается она спаслась? Ничуть. Здесь вступает в действие взятие на проходе. Эту пешку можно взять. При этом, сняв пешку противника с поля В4, мы свою пешку ставим на поле В3, как будто пешка стояла там. Брать пешку противника таким образом можно только сразу после его хода. Если вы сразу не взяли, то больше взять её таким образом не можете. Это правило действует на все пешки. Чудеса да и только.

    Классификация фигур: 1 ферзь и ладья - тяжёлые фигуры, слон и конь - лёгкие фигуры. 2 Ферзь, ладья и слон - дальнобойные фигуры.

    Вы не умеете ставить мат, но хотите играть?

    Шахматные поддавки.

    Это очень интересная игра. Брать можно все фигуры, даже короля. Рубка обязательна. Если вы можете взять несколько фигур, то вы можете выбирать какую брать. Всё остальное как в шахматах. Те же фигуры, та же расстановка. Выигрывает тот, кто отдал все свои фигуры. А так же если ваш ход, но ваши фигуры ходить не могут. Ничья - если фигуры могут ходить, но взять не могут . Остались разнопольные слоны, два короля и некоторые другие позиции.

    Урок третий.

    Пришло время познакомиться с основными понятиями шахмат:

    шах, мат и пат

    В процессе игры на короля нападают фигуры противника. Нападение на короля называется - шах. Может, пользуясь своей неприкосновенностью, не обращать на это внимания? Ведь взятие короля по правилам шахмат нельзя. Не смотря на особое положение, королю находиться под шахом строго запрещается. Спасти своего короля от шаха вы должны любой ценой.

    Если королю поставили шах, от которого нет спасения - это мат. Игра закончилась. Кому поставили мат, проиграл. Теперь разберём, как спасаться от шаха, ведь это очень важно. Итак, фигура противника напала на вашего короля: самое простое, но не всегда лучшее, просто отойти на другое безопасное поле. Но сначала надо посмотреть, нельзя ли нападающую фигуру просто взять. В начальный период освоения шахмат это случается очень часто. И третий способ - это перекрыться. Этот способ возможен, если короля атакует дальнобойная фигура. Суть его в том, что между королём и атакующей фигурой ставится своя фигура.

    Три способа защиты от шаха:

    1 взять

    2 перекрыть

    3 отойти.

    Если ни одним из этих способов защитить короля от шаха нельзя - это мат.

    Следующее важное понятие - пат. Пат - это такое положение в шахматах, когда ваш ход, но ни одна ваша фигура не может двигаться. При этом вашему королю нет шаха. Для отработки этого урока скачайте из каталога файлов книгу Иващенко "Сборник шахматных комбинаций. Решение позиций обязательно - если вы хотите добиться в шахматах хороших результатов.

    Урок четвёртый.

    Рокировка - удивительный ход короля.

    Можно ли в шахматах ходить двумя фигурами одновременно? Вы скажете конечно нет и будете неправы. Правда сходить так можно только один раз за всю партию. Этот удивительный ход называется - рокировка. Для того чтобы его сделать, должно быть соблюдено несколько условий.

    Пять нельзя.

    1 Это должен быть первый ход короля. Если король ходил- рокировка запрещена.

    2 Между королём и ладьёй не должно быть фигур.

    3 Ладья с которой делается рокировка - так же не ходила.

    4 Король не должен быть под шахом и не должен под шах становится. Рокировка из под шаха запрещена.

    5 В момент рокировки король не должен перескакивать поле атакованое (битое) фигурой противника.

    Как правильно делать рокировку. 1 Берём своего короля и переставляем его в направлении ладьи через одно поле 2 затем берём этой же рукой ладью и переносим её на поле за королём. (Кр с Е1 на G1, затем ладью с H1 на F1 - это короткая рокировка, или Кр с Е1 на С1, а ладью с А1 на D1 - это длинная рокировка.) Рокировка делается одной рукой - это важно, сначала всегда берём короля и лишь за тем ладью. Рокировку может делать и белый и чёрный король. Теперь вы знаете достаточно, для того, чтобы играть в шахматы и только от вас зависит скорость освоения игры. Родителям я говорю: " На начальном этапе нужно много играть и много решать. "Сколько" - следующий вопрос. "Чем больше тем лучше" - мой ответ.

    Урок пятый.

    Взятие фигуры противника.

    Начинаем изучать основные понятия шахматной игры. Главная задача шахмат - это мат королю противника. Но как этого добиться? У короля противника такая же армия как у нас и добровольно он под мат не пойдёт.

    Для начала надо постараться уменьшить чужую армию, а для этого нужно постараться взять с доски как можно больше фигур противника. Для того чтобы взять фигуру противника нужно два условия:

    1 Фигура противника должна быть под боем вашей фигуры

    2 должен быть ваш ход

    Как осуществляется взятие:

    1 мы снимаем с доски фигуру противника

    2 ставим на её место свою фигуру.

    За ход можно взять только одну фигуру.

    Теперь о первом условии взятия. Как же фигура противника попадает под бой нашей? Самое простое: мы в свой ход, сами нападаем на фигуру соперника, для этого надо сходить так, чтобы следующим ходом наша фигура могла стать на поле где стоит чужая фигура. Вторая возможность: противник сам ставит фигуру под бой нашей. В этом случае нам нужно только посмотреть на ход противника и увидеть, что на поле, на которое сходил соперник, мы можем поставить свою фигуру.

    Урок шестой.

    Ценность фигур.

    Уже по тому как ходят фигуры мы видим, что они обладают разными возможностями. Даже ничего не зная о ценности фигур понятно- отдать ферзя за ладью, слона или коня явно не выгодно. Но встречаются более сложные случаи: например что ценнее конь или слон, две лёгкие фигуры или ладья с пешкой. Есть несколько систем оценки фигур, я придерживаюсь такой:

    Ферзь= 9 пешкам

    Ладья= 4 с половиной пешкам

    слон= 3 пешкам

    конь= 3 пешкам

    Эти знания нужны в основном при размене фигур и на этапе первичного освоения шахмат их достаточно. Для закрепления материала можно использовать игру

    "Магазин"

    Все цены указаны в пешках. Ребёнку даются фигуру. Его задача посчитать сколько он должен дать фигур и сколько получить сдачи с вас.

    Можно просто дать ребёнку набор из произвольного количества фигур и пешек. Пусть посчитает их суммарную стоимость. Или разложить на две кучки. Пусть посчитает где больше и возьмёт её себе та, что осталась вам.

    Урок седьмой.

    Защита и нападение.

    Одной из важнейших составляющих любого военного дела, а шахматы как вы помните игра военная, является умение нападать и защищаться. Нападение - должно быть реальной угрозой, а защита должна быть надёжной. Нападение - это ход, после которого ваша фигура попадает под удар чужой фигуры и если вы ничего не предпримете то следующим ходом противник сможет вашу фигуру взять.

    А что делать? Фигуру надо спасать.Есть несколько способов защиты фигуры от нападения:

    1. Посмотреть нельзя ли нападающую фигуру противника взять?

    2. Можно создать угрозу.

    3. Можно защитить эту фигуру другой своей фигурой, ещё лучше пешкой.

    4. Можно напасть на фигуру противника равную или более ценную.

    5. Можно объявить шах.

    6. Просто сделать ход и убрать фигуру на безопасное поле.

    7. Можно осуществить тактическую защиту, но для её осуществления нужно владеть тактикой и знать тактические приёмы.

    Рассмотрим первую возможность. Противник напал на фигуру первая реакция сразу её убрать из под боя. А вы не спешите, пока вы не сделали ход, вам ни чего не грозит. По этому нужно вспомнить, что защитить фигуру можно по разному. В первую очередь посмотрите, может нападая на вас, противник поставил свою фигуру под ваш удар. Если нет, то посмотрите, может вы можете создать опасную угрозу или дат неприятный шах. Может фигуру не надо убирать, а достаточно её защитить? И если вы пришли к выводу, что по другому фигуру не спасти, о перед тем как её взять, найдите поле куда будете её ставить. Обязательно, глазами, проверьте будет ли на этом поле ваша фигура в безопасности. А то у начинающих часто случается. от одного нападения убрали, под другое поставили. При выборе способа защиты нужно учитывать ценность нападающей фигуры и ценность фигуры которая нападает. А так же ценность защищающих фигур. Количество защит и нападений. Например: если ферзь напал на пешку и она защищена другой пешкой (пешка лучший защитник), то скорее всего ей ни чего не угрожает. А если на вашу фигуру напала пешка, которую нельзя взять, то защита одна отойти из под удара. Пешку боится любая фигура.

    Главное не спешить. Научится искать несколько возможностей и из них выбирать лучший.

    Урок восьмой.

    Дебют или как правильно начинать партию.

    Строители Пизанской башни, что то напутали с её фундаментом и башня дала крен. Заметив это строители попытались исправить положение, но не смогли и башня получилась кривой. Вот уже несколько столетий она понемногу падает и когда нибудь рухнет. Так же дело обстоит и с шахматной партией: не хочешь, что бы она получилась "кривой" начинай её правильно. Для этого в шахматах есть дебюты. Но дебютов очень много и все их наверное не выучить. По этому я предлагаю воспользоваться тремя нехитрыми правилами - законами. Если начиная партию вы будете ходить по этим законам, то вы обязательно разыграете какой нибудь из дебютов.

    1 Борьба за центр.

    2 Развитие лёгких фигур.

    3 Безопасность короля.

    Теперь разберём эти правила подробно: центром называются четыре поля D4,D5,E4 и E5. чтобы понять значение центра, проведём эксперимент. Поставим коня на угловое поле А1, конь с него контролирует только два поля В3 и С2. Переставим коня на крайнее поле А4, теперь конь контролирует четыре поля В2,С3,С5 и В6. Поставим коня в центр на поле Е4, теперь конь контролирует восемь полей (найдите их самостоятельно). И так конь в центре в четыре раза сильнее чем в углу и в два раза сильнее чем на краю доски. Слон в углу контролирует семь полей, а в центре четырнадцать. Ладья где бы не стояла контролирует четырнадцать полей. Ферзь в углу 21 поле, в центре 28. Из выше сказанного видно, что лёгкие фигуры в центре на много сильнее.

    За центр можно бороться пешками и фигурами. На начальном этапе лучше начинать партию ходом центральной пешки Е2-Е4 или D2-D4. Для того, чтобы начать борьбу за центр достаточно сходить одной центральной пешкой.

    Второе условие успешного начала партии: как можно быстрее ввести в бой лёгкие фигуры. Из этого следует, что нежелательно ходить в дебюте одной фигурой два раза и делать много ходов пешками.

    И наконец безопасность короля: нужно стараться не раскрывать его, по возможности не допускать шахов, не ходить королём, и не забывать о рокировке. Если вы выполните законы дебюта, то получите хорошую позицию и перейдёте в миттельшпиль (середину игры).

    Урок девятый.

    Мат тяжёлыми фигурами.

    Пропустим миттельшпиль и перейдём к концу игры. Фигур осталось мало или не осталось совсем. Как дальше играть? Нужно вспомнить о чудесных способностях пешки превращаться в другие фигуры и постараться их провести до полей превращения. На начальном этапе редко выходят в равный эндшпиль, чаще у одной из сторон бывает солидное преимущество. И так у противника остался "голый" король, а у вас две тяжёлые фигуры. Пора ставить мат.

    Линейный мат.

    Основная ошибка начинающих: беспрерывные шахи одной фигурой. Король противника бегает по доске, а мата всё нет. Пришло время поговорить о совместных действиях фигур- взаимодействии. Вообще взаимодействие фигур очень важно на всех стадиях шахматной партии. Но легче всего понять, что это такое в эндшпиле с малым количеством фигур. При постановке линейного мата нам нужно наладить взаимодействие всего двух фигур: ферзя и ладьи или двух ладей.

    Урок десятый.

    Мат ферзём и королём.

    Даже такая могучая фигура, как ферзь поставить мат в одиночку не в состоянии. Нужен помощник. И этим помощником будет король. Вообще ферзь и король мат ставят быстро. Но действовать лучше в соответствии с планом, который я сейчас дам:

    Этап №1 ферзь, без единого шаха, оттесняет короля противника на край доски и встаёт на вторую от края линию таким образом, чтоб а) король противника не мог ни куда уйти с крайней линии б) у короля противника осталось на крайней линии два или больше поля, во избежании пата. Выполнив первый этап плана ферзь более ни куда ни ходит.

    Этап №2 Король подходит к королю противника, на третью от края линию, таким образом, что бы между королями осталось одно поле.

    Ферзь встаёт перед королём противника и объявляется мат.

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz